Учебные программы факультативных занятий

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________А.В. Кадлубай

«22» июля 2022 г.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. С 1 сентября 2022 г. вступают в силу основные положения новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, в котором отражены два принципа, заложенных в основу государственной политики в сфере образования, – инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования. Применительно к системе общего среднего образования также установлены следующие нормы, согласно которым:

учреждения образования обязаны обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов в соответствии с Правилами безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса;

языками обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования являются государственные языки Республики Беларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за начальной школой, базовой школой, средней школой, гимназией (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы;

право на установление наполняемости классов в учреждении образования при реализации образовательных программ общего среднего образования предоставлено учредителю этого учреждения образования или уполномоченным им органом;

в режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в VXI (XII) классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся XXI классов;

промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, модулям за четверть и (или) полугодие по результатам текущей аттестации;

основным органом самоуправления учреждения общего среднего образования является педагогический совет. В учреждении общего среднего образования могут создаваться совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет;

руководитель учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся, определяет порядок получения информации законными представителями несовершеннолетних учащихся о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, законными представителями которых они являются;

законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны обеспечить выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях;

педагогические работники имеют право на бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе;

педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника – ситуации, при которой у педагогического работника при осуществлении им педагогической деятельности возникает заинтересованность в получении имущества или иной выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся;

прием (зачисление) лица, имеющего по результатам итоговой аттестации в учебном году, предшествующем году приема (зачисления), удовлетворительную оценку поведения, для освоения содержания соответствующих видов (вида) образовательных программ общего среднего образования осуществляется:

в училище олимпийского резерва, специализированные по спорту классы учреждений общего среднего образования по конкурсу на основании результатов отбора лиц, способных достичь высоких спортивных результатов в отдельном виде спорта, и с учетом состояния здоровья;

в гимназии, средние школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования изучаются на повышенном уровне в X и XI классах в рамках организации профильного обучения, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления);

в гимназии – колледжи искусств (академии (консерватории)) – по конкурсу на основании результатов проверки способностей в области отдельных видов искусства;

в лицеи (университеты) – по конкурсу на основании результатов вступительных испытаний;

в специализированный лицей – по конкурсу на основании результатов вступительных испытаний и с учетом состояния здоровья;

иные нормы.

2. На основании положений новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании разработаны нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере общего среднего образования, обеспечено приведение действующих актов законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11 одобрен Государственный школьный стандарт, разработанный на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства, для обеспечения эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.

В целях повышения престижа и статуса педагогической профессии, эффективности взаимодействия участников образовательного процесса приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 утверждены Правила педагогических работников.

3. В 2022/2023 учебном году:

организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2022 г. по 29 октября 2022 г.;

вторая – с 8 ноября 2022 г. по 24 декабря 2022 г.;

третья – с 9 января 2023 г. по 25 марта 2023 г.;

четвертая – с 3 апреля 2023 г. по 31 мая 2023 г.;

установлены продолжительность и сроки каникул для учащихся на протяжении учебного года:

осенние – 9 дней (с 30 октября 2022 г. по 7 ноября 2022 г. включительно);

зимние – 15 дней (с 25 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. включительно);

весенние – 8 дней (с 26 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. включительно);

летние – 92 дня (с 1 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г.), для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день (с 12 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г. включительно).

Для учащихся I и II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в третьей четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 20 февраля 2023 г. по 26 февраля 2023 г. продолжительностью 7 дней.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Актуальные аспекты образовательного процесса

Образование включает как процесс обучения, так и процесс воспитания, в котором приоритетным является формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям.

Актуальными аспектами образовательного процесса в 2022/2023 учебном году являются: обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса; реализация воспитательного потенциала каждого учебного предмета; ориентация на личность учащегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей; вовлечение в продуктивную учебно-познавательную, социально значимую деятельность; использование резервов самостоятельной работы учащихся при проблемном, исследовательском и проектном обучении; создание условий для самореализации и самоопределения личности.

Реализация воспитательного потенциала учебных предметов, изучение законодательных актов Республики Беларусь способствуют достижению учащимися личностных образовательных результатов, к которым относятся: сформированность нравственных ценностных ориентаций на основе принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, нации и государства (патриотизм, гражданственность, уважение к защитникам Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, готовность и способность к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству, потребность в самореализации и самосовершенствовании, стремление к непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе учета своих возможностей, способностей и интересов, стремление руководствоваться правилами охраны окружающей среды и рационального природопользования, следование принципам здорового образа жизни).

Обращаем внимание, что:

в содержание учебного предмета «История Беларуси» в учебных программах для IX и XI классов включены вопросы о республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., изменениях и дополнениях Конституции Республики Беларусь;

обновлены компоненты учебно-методического комплекса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»;

в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Они должны использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе. Методические рекомендации по использованию данных материалов в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации.

В целях совершенствования образовательного процесса, а также формирования уважения к культурно-историческому наследию и традициям белорусского народа, укрепления нравственных качеств молодежи необходимо особенное внимание уделить вопросам патриотического воспитания учащихся, организации и проведению экскурсий в рамках изучения учебных предметов и в воспитательном процессе. При использовании экскурсии как формы образовательного и воспитательного процессов учитываются возрастные и психологические особенности учащихся и требуется предварительная подготовка к восприятию содержания экскурсии.

Целями экскурсии могут быть: воспитание патриотизма; знакомство с особенностями природы края; показ исторической роли населенного пункта; показ достижений населенного пункта в экономике страны; экологическое воспитание; эстетическое воспитание; иные цели. Считаем необходимым активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных предметов в учебных программах.

Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Организация воспитания.

Формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей, воспитательного потенциала содержания учебных занятий способствуют организация изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов, использование в образовательном процессе серии пособий «Компетентностный подход». Данная серия издана для IIX и X, XI классов по всем учебным предметам. Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования образовательных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой.

Использование учителем указанных материалов с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач позволит методически грамотно организовать деятельность учащихся для достижения образовательных результатов в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, определенными в учебной программе, в контексте компетентностного подхода.

Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов в VIII, IX классах размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы.

Информируем, что с 2023/2024 учебного года планируется проведение Национального исследования качества образования (НИКО) с периодичностью раз в два года. Предмет изучения – результаты оценки функциональной грамотности учащихся. Исследование предусматривает проведение в компьютерном формате анкетирования, выполнение участниками комплексной работы. Участникам предоставляется право выбора языка (русский, белорусский). В исследовании будут принимать участие учащиеся, получившие общее базовое образование и продолжающие образование на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

2. Реализация принципа инклюзии

Реализация принципа инклюзии, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех учащихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого учащегося (одаренного, талантливого, учащегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами), наиболее актуальна для учреждений общего среднего образования в отношении учащихся с особенностями психофизического развития, которые будут осваивать содержание образовательных программ общего среднего образования в классах совместного обучения и воспитания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, принимается учредителем учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, или уполномоченным им органом с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на территории, закрепленной за этим учреждением образования, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

Прежде чем формировать классы совместного обучения и воспитания, необходимо создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ общего среднего образования учащимися с особенностями психофизического развития, включая использование технических средств социальной реабилитации, специальных учебных изданий, специальных методов обучения и воспитания, информационных технологий, адаптацию материальных объектов, а также подготовить учащихся, не имеющих особенностей психофизического развития, законных представителей несовершеннолетних учащихся, учителей, иных педагогических работников к принятию учащихся с особенностями психофизического развития.

При организации образовательного процесса для учащихся с расстройствами аутистического спектра педагогам рекомендуется: познакомиться с заключением психолого-медико-педагогической комиссии; соблюдать постепенность в режимных действиях и дозированность учебных задач; иметь определенные опоры в виде визуальных расписаний, схем или планов деятельности; установить определенные правила поведения; обеспечить физический сигнал (звуковой, визуальный, иные) для указания учащимся на смену деятельности; вводить четкие алгоритмы или стереотипы деятельности в образовательный процесс; относиться к учащемуся с терпением, поощрять его познавательную активность и др.

Учащемуся с расстройствами аутистического спектра с учетом структуры и степени тяжести нарушения обеспечивается персональное сопровождение воспитателем на учебных занятиях (занятиях). Необходимость и форма персонального сопровождения определяются психолого-педагогической комиссией центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Социально-педагогическая поддержка учащихся классов совместного обучения и воспитания и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.

Специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывают методическую помощь и поддержку педагогическим работникам учреждений общего среднего образования при обучении и воспитании учащихся с особенностями психофизического развития.

Рекомендуется учреждениям общего среднего образования уделить особое внимание профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития. Основная цель подготовки учащихся к профессиональному самоопределению состоит в подведении их к осознанному решению о выборе профессии с учетом своих интересов, склонностей, способностей и возможностей. Достижение данной цели осуществляется посредством формирования у учащихся мотивации к выбору профессии, знаний о потребностях рынка труда, об организации взаимодействия учреждений образования с органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, общественными объединениями и организациями Республики Беларусь («Белорусский союз женщин», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и иными).

3. Особенности организации образовательного процесса в вечерних классах средней школы

Образовательный процесс в вечерних классах средней школы организуется в соответствии с учебным планом вечерних классов средней школы, разработанным средней школой на основе части типового учебного плана средней школы, касающейся вечерних классов в средней школе с учетом формы получения образования (очной или заочной), и учебными программами по учебным предметам для XXI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с учетом трехгодичного срока обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В образовательном процессе в вечерних классах средней школы по всем учебным предметам используются учебники и учебные пособия для X и XI классов.

Деление классов на группы при изучении учебных предметов, в том числе и XII класса, осуществляется в порядке, определенном для XXI классов учреждений общего среднего образования в соответствии с Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі.

Суммарное количество обязательных контрольных работ по учебным предметам, предусмотренным для изучения на III ступени общего среднего образования, равномерно распределяется на все три года получения среднего образования. Контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем средней школы, в которой созданы вечерние классы, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается.

Для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают образование в заочной форме,  в каждой четверти учебного года проводятся учебные занятия в соответствии с учебным планом средней школы для вечерних классов (заочная форма получения образования), а в период между учебными занятиями – факультативные, стимулирующие занятия и консультации. Период проведения учебных занятий в каждой четверти определяется руководителем средней школы, в которой созданы вечерние классы, и доводится до сведения участников образовательного процесса. Во время учебных занятий проводятся обязательные контрольные, лабораторные и практические работы.

Для учащихся вечерних классов средней школы может быть организовано проведение факультативных занятий (очная, заочная формы получения образования), стимулирующих занятий (очная, заочная формы получения образования), поддерживающих занятий (очная форма получения образования), консультаций (заочная форма получения образования).

При организации образовательного процесса по учебным предметам в вечерних классах средней школы учителя должны руководствоваться приложениями к данному инструктивно-методическому письму.

4. Особенности организации факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности

Факультативные занятия музыкальной, хореографической, художественной, театральной направленности могут быть организованы в соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями учреждения общего среднего образования (часть четвертая пункта 12 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В новой редакции Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, как и в действующей до 1 сентября 2022 г. редакции, закреплено, что:

составы групп для проведения факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности утверждаются приказом руководителя учреждения общего среднего образования; в состав группы могут объединяться учащиеся одного или параллельных классов;

факультативные занятия музыкальной, хореографической, театральной направленности могут проводиться совместно учителем, который реализует содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором);

факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения общего среднего образования.

Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Перечень учебных программ факультативных занятий; Допрофессиональная и профессиональная подготовка.

В соответствии со Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности в учреждениях общего среднего образования максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на одного учащегося в неделю может быть увеличена во IIIV классах в объеме 2 учебных часов, в VIX классах – в объеме 3 учебных часов.

При составлении расписания факультативных занятий, в том числе музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, необходимо соблюдать требования к перерывам между учебными и факультативными занятиями согласно приложению 12 к Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В бланк свидетельства об общем базовом образовании (свидетельства об общем базовом образовании с отличием) учащемуся, который за период обучения и воспитания на I и II ступенях общего среднего образования в I (II)–IX классах освоил содержание факультативного занятия соответствующей направленности (музыкальной, театральной, хореографической, художественной), без выставления отметки в баллах производится запись названия учебной программы этого факультативного занятия.

5. Аттестация учащихся. Отметки, записи, используемые при аттестации учащихся. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся. Контрольно-измерительные материалы

В соответствии со статьями 160 и 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Обращаем внимание, что текущая аттестация проводится на учебных занятиях в целях систематического контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения учебных предметов, модулей.

Аттестация учащихся проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Данными Правилами определены порядок проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации, в том числе виды итоговой аттестации, порядок перевода в следующий класс, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям), условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний, предоставления права прохождения итоговой аттестации в иной срок, порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования экзаменационных комиссий.

С 2022/2023 учебного года оценка результатов учебной деятельности учащихся при их аттестации будет осуществляться с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале, отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записей «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Неудовлетворительными являются отметки 1 (один), 2 (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)», запись «не освоил(а)».

Обновленные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале отличаются от действовавших тем, что в них отражены требования компетентностного подхода: наряду с предметными образовательными результатами (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности) будут оцениваться зафиксированные в образовательных стандартах общего среднего образования и обновленных учебных программах метапредметные образовательные результаты (например, умение критически оценивать информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретировать и использовать ее; умение интегрировать знания из различных предметных областей для решения практических задач, иные умения). Таким образом, при оценке учебных достижений учитываются не только освоение учащимися знаний и умение воспроизводить их, но и способность применять эти знания при выполнении учебно-познавательных, учебно-практических и приближенных к реальным условиям заданий.

Как и ранее, оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется с учетом пяти уровней учебной деятельности: действия на узнавание, распознавание и различение понятий; действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти; действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания; действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач.

В I и II классах, а также в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе с учетом уровней учебной деятельности без использования отметки (балла) как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. При промежуточной и итоговой аттестации осуществляются записи «освоил(а)», «не освоил(а)». При этом запись «освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.

По учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» (V класс), «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (VIX классы) аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.

Для проведения текущей аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный и тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на изучение его содержания, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся контрольные работы в письменной форме, их количество на протяжении учебного года по классам I, II и III ступеней общего среднего образования определены Метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденными 07.07.2022 заместителем Министра образования Республики Беларусь, а также учебными программами по учебным предметам.

При осуществлении контроля результатов учебной деятельности учащихся в VIIIXI классах учителя могут использовать контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету. Перечень изданных контрольно-измерительных материалов, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным учебным предметам размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования.

Обращаем внимание на следующие изменения в итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);

«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).

Для учащихся гимназий – колледжей искусств обязательным является также выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учитывая, что с 2022/2023 учебного года в IX классе вводится выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси», с 1 сентября 2022 г. для всех учащихся IX класса вводится учебный модуль «Великая Отечественная война», который включает в себя освоение:

раздела «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» учебной программы по учебному предмету «Всемирная история»;

раздела «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» учебной программы по учебному предмету «История Беларуси»;

программы факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

Программа факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» рассчитана на 1 час в неделю (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. VXI классы / История Беларуси / Учебные программы факультативных занятий). Часы на ее освоение выделяются из компонента учебного плана учреждения образования. Занятия проводит учитель истории, который преподает учебные предметы «Всемирная история», «История Беларуси» в IX классе. Проведенные факультативные занятия фиксируются на отдельных страницах в классном журнале, отведенных для записи освоения учебных программ факультативных занятий. Отметки учащимся не выставляются.

Для реализации программы факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» разработан учебно-методический комплекс с одноименным названием, который включает в себя учебное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматию, атлас.

На национальном образовательном портале размещены комментарии по освоению модуля «Великая Отечественная война» (https://adu.by/ Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. VXI классы / История Беларуси / Рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося. Для учащихся гимназий – колледжей искусств обязательным является также выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы.

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Допрофильная подготовка и профориентационная работа направлены на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;

развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимой для трудовой мобильности.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);

психолого-педагогическое сопровождение;

факультативные занятия;

объединения по интересам;

образовательные мероприятия;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIIIIX классах.

В образовательной практике могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки и профориентационной работы:

в рамках одного учреждения общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности по учебным программам «Техническая графика» (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Допрофессиональная и профессиональная подготовка).

В целях научно-методической поддержки допрофильной подготовки и профориентационной работы на национальном образовательном портале размещаются статьи о психолого-педагогическом сопровождении процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (https://adu.by/ Педагогам / Педагогическая мастерская / Статьи).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

С 1 сентября вступает в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120, которым утверждены типовые учебные планы для всех видов учреждений общего среднего образования, определенных в пункте 2 статьи 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Учреждения общего среднего образования, в которых созданы вечерние классы, при разработке учебного плана на текущий год для вечерних классов используют часть типового учебного плана, касающуюся вечерних классов в средней школе, с учетом формы получения образования и особенностей образовательного процесса в вечерних классах, организации сессий.

Учреждения образования, организующие образовательный процесс на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, учреждения образования, организующие образовательный процесс для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются, а также для учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, под стражей в исправительных учреждениях, при разработке соответствующего учебного плана используют типовой учебный план средней школы.

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; V–XI классы.

Обращаем внимание, что количество учебных часов, отведенное в учебной программе по учебному предмету на изучение содержания соответствующей темы, является примерным и зависит от выбора учителем педагогически обоснованных методов обучения и воспитания. Учитель имеет право перераспределить количество часов на изучение тем в пределах общего количества часов на изучение учебного предмета в конкретном классе.

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов изложены в приложениях 1–22 к данному письму.

Учебные издания

В образовательном процессе используются учебные издания, включенные в Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2022/2023 навучальным годзе (утвержден Министром образования Республики Беларусь 25.03.2022). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 8, 2022), размещен на национальном образовательном портале:  https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/202учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные в соответствии с законодательством.

Обращаем внимание, что в образовательном процессе могут использоваться учебные программы факультативных занятий, в том числе раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности регионов Республики Беларусь, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные программы факультативных занятий, компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; V–XI классы.

Комплексную информационную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (https://adu.by).

В помощь педагогическим работникам рекомендуются следующие разделы портала:

«Нормативные правовые документы» (в разделе представлены актуальные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь): https://adu.by/ Педагогам / Нормативные правовые документы;

«Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год» (в разделе представлены типовые учебные планы общего среднего образования; учебные программы по учебным предметам; учебные программы факультативных занятий; инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь; перечни учебных изданий для учителей и учащихся; календарно-тематическое планирование; рекомендации по организации образовательного процесса с использованием новых учебных пособий и др.): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год;

«Педагогическая мастерская» (в разделе представлены статьи, сценарии мероприятий, конспекты уроков, видеоуроки учителей по разным учебным предметам и другие материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников): https://adu.by/ Педагогам / Педагогическая мастерская;

«Профильное обучение» (содержит учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в XXI классах): http://profil.adu.by;

Olimp (организационное сопровождение дистанционных мероприятий: олимпиад, республиканских конкурсов и иных республиканских мероприятий): http://olimp.adu.by;

«Новые учебники. Учебные программы» (в разделе представлены обновленные учебные программы, новые учебные пособия для учреждений общего среднего образования, результаты анкетирования по вопросам качества новых учебных пособий, предоставлена возможность задать вопрос авторам учебных пособий): https://adu.by/ Педагогам / Новые учебники. Учебные программы;

«Школа Активного Гражданина» (в разделе размещаются материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»): https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина;

«Актуальные практики и технологии воспитания» (содержит материалы по эффективной практике патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях в учреждениях образования, республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны, электронные каталоги материалов, представленных на XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященной Году народного единства): https://adu.by/ Педагогам / Актуальные практики и технологии воспитания;

«Организация воспитания» (в разделе размещены нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Организация воспитания;

«Республиканский мониторинг качества образования» (в разделе представлены инструктивно-методические и диагностические материалы для организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, результаты проведенных мониторинговых исследований, рекомендации по повышению качества образования): https://adu.by/ Педагогам / Республиканский мониторинг качества образования.

Обращаем внимание, что единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР) Республики Беларусь (https://eior.by) дополнен рубрикой «Подготовка к централизованному тестированию», в которой размещены материалы по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия».

На национальном образовательном портале (https://adu.by) в разделе «Электронное обучение» (https://e-vedy.adu.by) размещены электронные образовательные ресурсы для системы общего среднего и специального образования. Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

В разделе портала «Электронная библиотека» размещены:

электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования, допущенных Министерством образования Республики Беларусь к использованию в образовательном процессе в 2022/2023 учебном году (http://e-padruchnik.adu.by);

электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); по информатике (http://informatika6.adu.by; http://informatika7.adu.by; http://informatika8.adu.by);

электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс» (http://biologia8.adu.by);

электронное средство обучения «Политическая карта мира» (http://maps.adu.by);

интерактивные дидактические материалы по учебным предметам «География», «Всемирная история», «История Беларуси».

Учебные издания для учителей и учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету выпущены учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале:

https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/202учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования;

https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/202учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для учащихся учреждений общего среднего образования.

Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; V–XI классы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69, предусмотрено осуществление планирования по учебному предмету и ведение установленной плановой и учетно-отчетной документации.

Согласно пункту 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» учитель обязан вести календарно-тематическое планирование; поурочное планирование; классный журнал; дневники учащихся.

Таким образом, планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие). Планирование по учебному предмету оформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (печатном или рукописном).

Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее  КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.

Учитель вправе использовать примерное КТП по соответствующему учебному предмету, рекомендованное научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НИО). При использовании КТП, рекомендованного НИО, учитель может вносить в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, в примерное КТП коррективы в зависимости от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. В рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в пособие для учителей учреждений общего среднего образования «Примерное календарно-тематическое планирование», учитель фиксирует вносимые изменения и дополнения, которые согласовываются с руководителем учреждения образования.

По аналогии оформляется КТП по соответствующему учебному предмету при организации изучения этого предмета на повышенном уровне в VIII и IX классах. При использовании пособия «Примерное календарно-тематическое планирование» в рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в это пособие, учитель фиксирует вносимые дополнения (изменения и дополнения), которые согласовываются с руководителем учреждения образования.

Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока, тип урока, организационная форма проведения урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, описание деятельности учителя и основных видов деятельности учащихся, домашнее задание.

При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета (образовательные, развивающие, воспитательные) и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, определенные в учебной программе.

При определении домашнего задания в поурочном планировании необходимо учитывать, что домашнее задание является разновидностью самостоятельной учебной деятельности учащегося. Определяя содержание, объем, форму выполнения домашнего задания, учитель должен учитывать требования части первой пункта 31 Санитарных норм и правил к временным нормам выполнения домашнего задания по всем учебным предметам для соответствующего класса. Время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам для учащихся II класса должно составлять не более 1,2 часа, IIIIV классов – 1,5 часа, VVI классов – 2 часов, VIIVIII классов – 2,5 часов, IXXI классовне более 3 часов.

С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Учет изучения содержания учебного предмета, посещения учащимися учебных занятий, результатов их учебной деятельности учитель ведет в классном журнале. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее в дневник учащегося.

Недопустимо требовать от учителя заполнения отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению классного журнала.

Напоминаем, что при оформлении страниц классного журнала, отведенных для учета изучения содержания факультативных занятий, указывается название учебной программы факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия учебной программы факультативного занятия используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись в классном журнале необходимо размещать на двух строках с указанием одной даты. Например:

22.11.2022 Контрольная работа «…».

22.11.2022 Контрольная работа «…».

Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися

В 2022/2023 учебном году традиционно будут проводиться:

республиканская олимпиада по учебным предметам;

республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;

республиканские турниры юных математиков и юных физиков;

олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;

республиканские дистанционные мероприятия на интернет-ресурсе по сопровождению олимпиад, турниров и конкурсов (http://olimp.adu.by) и др.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий